explicitClick to confirm you are 18+

Эксперименты Павлова по созданию экспериментального невроза

VremiaPodonkovFeb 26, 2018, 2:14:53 PM
thumb_up12thumb_downmore_vert

Невроз – эмоционально неадаптивная и устойчивая привычка или побуждение, сопротивляющееся изменению обычным процессом научения.

Невротические волнения вероятнее всего случаются в ситуациях, когда способность животного прогнозировать и контролировать окружение никак не влияет на то, что происходит в действительности. Как и в случае многих страдающих неврозом людей, животные, похоже, оказываются "одержимыми" негативным ожиданием, которое заставляет их "верить", что их действия не окажут видимого воздействия на происходящее. В крайних случаях эффект можно описать обобщенным состоянием беспомощности, которое Селигман называл заученной беспомощностью. Зная о том, что неврозы вызывает когнитивная или поведенческая неспособность адекватным образом прогнозировать и контролировать значимые события, становится понятно, почему большинство невротических расстройств сопровождается тревогой (общим эмоциональным состоянием, связанным с неспособностью прогнозирования) и депрессией (общим эмоциональным состоянием, связанным с неадекватным контролем).

Подобное возбуждение, созданное в лабораторных условиях, называется экспериментальным неврозом. Открытие экспериментального невроза приписывается лаборатории Павлова и конкретно исследователям Ерофеевой и Шенгер-Крестовниковой, которые обнаружили, что в определенных экспериментальных ситуациях собаки демонстрируют сильные изменения в ранее заученном поведении. Павлов считал, что эти изменения имели невротическую природу и являлись результатом внутреннего конфликта, возникшего из-за столкновения возбудительных и тормозящих процессов.

Исследователи Павлова использовали множество экспериментальных методов, чтобы вызвать невроз. Процедуры включали:

1) Многократное повторение условного раздражителя (УР), одновременно вызывавшего как возбудительный, так и тормозящий рефлекс. Результатом являлось столкновение противоположных эмоциональных процессов, что создавало конфликт мотивации.

2) Трудные задачи дифференцирования (распознавания), в которых схожие стимулы контролируют взаимно-несовместимые реакции (например, эксперимент Шенгер-Крестовниковой, описываемый ниже).

3) Крайне длительное воздействие условных раздражителей, за которыми следует безусловный раздражитель (БР), подкрепляющий обусловленный возбудительный рефлекс – то есть возбуждение, создаваемое перенапряжением процессов ожидания. Например, Петрова (Павлов 1927/1960) обучала двух собак (одну более возбудимую и одну более сдержанную), чтобы они реагировали на шесть различных условных раздражителей, вызывавших слюноотделение. По началу интервал между УР и БР был очень коротким, но по мере хода обучения каждый день интервал увеличивался на 5 секунд. Беспокойство (у возбудимой собаки) начало появляться по достижении 2-минутного интервала. Сильное изменение в поведении появилось по достижении 3-минутного интервала между УР и БР. Павлов пишет, что возбудимая собака «стала безумной, все больше интенсивно двигала всеми частями тела, постоянно скулила, лаяла и выла. Все это сопровождалось постоянным слюноотделением». Более сдержанная собака смогла справиться с задержкой без изменения в поведении.

4) Резкий переход от возбудительного стимула к тормозящему и наоборот.

5) Непредсказуемое изменение ожидаемого – например, за УР, который ранее связывался с едой, следовал шок.

6) Присутствие любого интенсивного, необычного или травмирующего стимула – например, эффект от ленинградского наводнения, о котором говорил Павлов, или лабораторный бой между собаками, о котором сообщал Гант (Gantt).

Нарушения, создаваемые вышеописанными процедурами, можно разделить на три общие категории:

1) нарушения способности к обучению (например, потеря какой-то ранее заученной привычки, потеря обусловленного торможения или нарушение способности животного восстановить забытую привычку или ассоциацию);

2) нарушения АНС (сердечные, дыхательные, сексуальные и выделительные изменения), а также чрезмерное проявление эмоций страха и агрессии;

3) появление необычного поведения, как внутри, так и снаружи лаборатории (например, повышенная робость или агрессия по отношению к другим собакам и людям, равно как и долгосрочные изменения в бессознательном поведении). Хебб (Hebb, 1947) утверждал, что многие из этих симптомов невроза можно рассматривать как типичную для вида адаптивную реакцию на травмирующие стимулы и нервное перенапряжение. Он утверждал, что нервное перевозбуждение приводит к долгосрочным проблемам с обучением (например, неспособности выполнять заученные дискриминирующие задачи).

Шенгер-Крестовникова вызывала невротические симптомы, заставляя собаку выполнять ряд трудных операций по различению зрительных раздражителей. В своем известном эксперименте она попеременно показывала собаке круг и эллипс. Фигуры проецировались на экран, расположенный перед собакой. За показом круга сразу следовала еда. После нескольких демонстраций круг стал возбуждающим условным раздражителем (УР+), вызывающим слюноотделение. Далее в эксперимент добавили эллипс. Каждый раз при демонстрации эллипса собаке не давали еду. Постепенно эллипс стал тормозящим условным раздражителем (УР-), прогнозирующим отсутствие еды. По ходу эксперимента эллипс постепенно видоизменялся и стал по своей форме все больше напоминать круг. В критический момент, когда собака больше не могла отличить круг от эллипса, ее охватывала либо гиперактивность, либо отчаяние. Реакция зависела от темперамента и склонностей собаки. Павлов описывал хаотичное поведение собаки в результате эксперимента:

Спустя три недели работы над дифференцировкой, она не только не улучшилась, но и стала значительно хуже и в итоге вообще исчезла. В то же время все поведение животного резко изменилось. До того спокойная собака начала скулить в стойле, постоянно крутилась, оторвала зубами механизм стимулирования кожи и грызла трубки, связывающие комнату животного с наблюдателем. Животное никогда ранее не демонстрировало такое поведение. Когда собаку отводили в экспериментальную комнату, она начинала громко лаять, что также шло в разрез с ее обычным поведением; короче говоря, животное демонстрировало все симптомы острого невротического состояния.

Некоторые собаки демонстрировали каталептическую неподвижность. Такое поведение было часто связано с отказом от еды и агрессивностью к знакомым людям, к которым ранее собаки относились дружелюбно. Некоторые собаки переходили из состояния ступора в состояние неистовой ярости. Другие демонстрировали циклическое, биполярное чередование интенсивного возбуждения и заметного угнетения. Аструп (Astrup, 1965) отмечал, что эти симптомы сходны с симптомами, демонстрируемыми психиатрическими пациентами с биполярным расстройством настроения.

Томас и Девальд (Thomas and DeWald, 1977), используя процедуру Шенгер-Крестовниковой, провели ряд экспериментов на кошках. Кошек заставляли выполнять операции по различению света и звукового тона, в которых УР+ и УР- становились все более схожими. Их результаты соответствовали выше приведенным результатам Павлова, как в плане симптомов дисфункции научения (особенно что касается отсутствия реакции), так и в плане сопутствующих изменений в поведении:

Все животные демонстрировали очень схожую модель поведения, сопутствующего отсутствию реакции. Как правило, животные прекращали реагировать и внезапно становились агрессивными или пытались убежать. Многие атаковали объекты внутри камеры, такие как источник света. О степени эмоциональности можно судить по мочеиспусканию и испражнению, которые часто имели место в камере только в определенные периоды отсутствия реакции. У нескольких животных спустя как минимум два дня экспериментального невроза началась диарея. Таким образом, первые симптомы можно охарактеризовать как сильное возбуждение. Однако на протяжении нескольких дней нахождения в аппарате возбуждение спадало и обычно сменялось депрессией. Животные сидели или лежали без движения, их плечи были сгорблены в отчетливо депрессивной позе, характерной для экспериментального невроза. Некоторые животные принимали позу, характерную для мочеиспускания, и оставались в ней на протяжении длительного времени. ... Трое животных отказывались от еды. Другие трое подходили к еде очень безразлично и зачастую после предоставления еды ждали несколько минут, прежде чем подходили и начинали есть.

Павлов обнаружил, что не все собаки были одинаково уязвимы перед развитием невротических симптомов. Степень уязвимости собаки перед неврозом зависела от темперамента животного. Павлов разделил собак на четыре общих типа, два из которых, как он полагал, были особенно склонны к развитию невротических отклонений. Он признавал следующие типы темперамента:

1) сангвиники: очень активные, податливые, склонные к демонстрации своих эмоций;

2) флегматики: менее активные, постоянные, склонные к уединению;

3) холерики: крайне неустойчивые, склонные к мании и развитию неврозов, связанных с возбуждением;

4) меланхолики: свойственна низкая активность, общественное уединение и подверженность неврозам, включающим процессы торможения.

Собаки со слабым и неуравновешенным темпераментом (холерики и меланхолики) легче подвергаются влиянию стресса и имеют более высокий риск развития нарушений, связанных с научением и поведением, чем собаки сангвиники и флегматики, обладающие более уравновешенным и гибким темпераментом. Павлов считал, что собаки имели повышенный риск развития невроза в период полового созревания и после кастрации (Windholz, 1994). Что удивительно, маленькие щенки оказались менее всего подвержены влиянию негативного научения. Совмещение этих базовых типов личности с интроверсией (уединенность, сдержанность и пассивность) и экстраверсией (общительность, импульсивность и активность) Айзенка (см. Gray, 1971) создает ряд интересных взаимодействий, позволяющих лучше понять поведение собаки (https://www.redhillpark.us/dog-behavior.html см. рис 9.2.). Черты верхней части рисунка 9.2 демонстрируют признаки прогрессирующего невроза, при котором дистимическая (термин Айзенка) неуравновешенность затрагивает меланхольных интровертов (интровертный невроз), тогда как истерико-психопатическая неуравновешенность присутствует в случае холерических экстравертов (экстравертный невроз).

https://www.redhillpark.us/behavior/experimental-neurosis.html