explicitClick to confirm you are 18+

Круг-эллипс, или как свести с ума собаку и человека

VremiaPodonkovFeb 26, 2018, 1:56:19 PM
thumb_up8thumb_downmore_vert

Ссылка на видео с картинки выше:

https://www.youtube.com/results?search_query=experimental+neurosis

*** 

Может ли собака думать? Большинство собаководов-любителей в этом уверены, несмотря на категорические протесты Ивана Петровича Павлова. Я, с вашего позволения, займу срединную позицию. Конечно, все поведение собаки можно разложить на набор условных рефлексов, а также на очень сложную систему безусловных реакций, в числе которых любовь к своему хозяину, готовность налаживать с ним всемерный психологический контакт и т. д. Но что такое условные рефлексы, как не мысли, хотя бы и очень простые? Именно мысли! И если заставить животное думать больше, чем оно может, да еще создать в его мозгу "больной пункт", то неврастения у него разовьется не хуже нашей.

Академик И. П. Павлов был человеком хорошим и собак, вопреки досужим мнениям, любил необычайно - целовался с ними и всячески пытался улучшить условия их жизни в своей лаборатории. А когда в Петрограде случилось необычайное наводнение, и животные находились в смертельной опасности, то он, как и Петр I, рискуя жизнью, бросился на помощь своим питомцам. К счастью, все тогда обошлось. Но речь не об этом, несмотря на все свои трогательные чувства к братьям нашим меньшим, Иван Петрович был верен своему долгу ученого, а тот заставлял его ставить над животными эксперименты. В частности - эксперименты по созданию у них "экспериментальных неврозов", а совсем в частности - неврастении.

Ну как свести собаку с ума? В обыденной жизни нам, конечно, и в голову такой вопрос не придет, но если нужно создать экспериментальную модель человеческой неврастении, об этом приходится думать. Впрочем, ответ достаточно прост - обеспечьте собаке срыв ее нервной деятельности, и будет вам неврастения. Для организации этого срыва понадобится совсем чуть-чуть смекалки. Если собака думает условными рефлексами, а нам нужно, чтобы вся ее нервная система полетела в тартарары, то надо заставить ее сбиться в своих мыслях, т. е. добиться ошибки этих условных рефлексов.

Приведу для примера классический эксперимент павловской лаборатории с кругом и эллипсом. Собаку устанавливают в специальный экспериментальный станок так, чтобы она видела перед собой обычный экран для диапроекторов. На этот экран отбрасывается лучом света круг, а после этого следует положительное пищевое подкрепление, т. е. дают собаке перекусить. Спустя какое-то время повторяют процедуру несколько раз. У собаки устанавливается условная связь - если на экране свет, значит, сейчас будут кормить. Потом на экран отбрасывают не круг, а эллипс. Сначала собака активизируется, у нее начинает выделяться слюна, но в этом случае положительного пищевого подкрепления за эллипсом не следует. Дальше начинается чередование - на экране появляются то круг, то эллипс, в случае круга собаку кормят, в случае эллипса - нет. В скором времени собака начинает потихоньку разбираться в геометрии - круг ее радует, эллипс оставляет равнодушной; круг вызывает пищевую реакцию (выделение слюны), эллипс - не вызывает.

И все пока хорошо, нормальная интеллектуальная деятельность, очень похожая на нашу с вами жизнь. Какой-то человек нас с вами поддерживает и одобряет, а потому у нас по отношению к нему рефлекторно возникает положительная эмоциональная реакция. И мы думаем, что он человек хороший, что на него можно положиться, что с ним приятно общаться, иметь дело и т. п. Другой субъект, напротив, относится к нам нейтрально или недоброжелательно, и мы, соответственно, к нему так же относимся - без особых эмоций. Что мы о нем думаем? Да ничего особенного, или что он не в себе, или нехороший человек, в общем, что-то да думаем. Напомню, что примерно так или почти так собака Ивана Петровича реагирует на круг - в одном случае и на эллипс - в другом.

Далее переходим к созданию неврастении - Павлов начинает экзаменовать собаку на предмет ее знаний в геометрии. Он начинает последовательно изменять эллипс, делая его все более и более похожим на круг, т. е. проще говоря, он его закругляет. Сначала собака приходит в некоторое возбуждение - ей непонятно, что это стало на экране происходить. Круг как был кругом, так им и остается, а вот эллипс начинает меняться, превращаясь постепенно в круг. И чем меньше становится отличие между кругом и эллипсом, тем собаке становится труднее отличить одно от другого. Все больше сил ей нужно тратить на то, чтобы выработать правильный ответ.

Если перевести эту историю на человеческий язык, то ситуация выглядит примерно таким образом. Я знаю, что кто-то относится ко мне хорошо ("круг"), но вот этот человек становится все более и более холодным, жестоким, ранит меня, говорит обидные слова... И я уже не знаю, как на это реагировать. Напрягаюсь, думаю, как теперь быть? Что случилось? За что это мне? Одновременно с этим другой человек, который прежде относился ко мне недружелюбно ("эллипс"), вдруг начинает ластиться, проявлять разнообразные знаки внимания, демонстрировать уважение. Что делать? С чем связаны эти перемены? Может, он что-то задумал недоброе? А может быть, напротив, проникся ко мне? В общем, я напрягаюсь, напрягается и собака со своей геометрией.

Светят ей на экран, показывают бог знает что, а она понять не может - что ей делать? Выделять слюну или не выделять? Радоваться этому световому пятну или нет? Будут ее, в конце концов, кормить или не будут? И когда отличие между кругом и эллипсом оказывается сведенным к минимуму, собака сходит с ума. Она демонстрирует возбуждение, рвется со своего места, отказывается от пищи, кусает экспериментатора, отказывается идти в помещение, где проводится эксперимент. Короче говоря, демонстрирует все признаки махровой усталости - ничего не знаю, ничего не могу, ничего не хочу, оставьте меня в покое!

[В этом и состоит причина, по которой постановочные теракты сознательно делаются нелепыми и противоречащими здравому смыслу: чтобы свести зрителя с ума.]

***

Выработанный невроз - пример когнитивного диссонанса. Собаку учат реагировать определенным образом на сигнал А и иным образом на сигнал Б. Когда сигнал А становится сигналом Б, у собаки возникает когнитивный конфликт и нервный срыв. Она становится враждебной и агрессивной, потому что не может справиться с конфликтом. Ее реакция - ненависть и агрессия.

То же уместно и в случае людей. Когда им даются противоположные сигналы - например, нарушенные обещания - результатом является когнитивный диссонанс, ненависть, обида и порой бунтарство.

В 1956 г. Грегори Бейтсон (Gregory Bateson) обнаружил, что у детей матери-психопатки скорее развивалась шизофрения: дети получали от матери больше противоречивых сигналов, они не могли определить, любит ли их мать или нет. Ллойд де Маус (Lloyd deMause) и Элис Миллер (Alice Miller) изучали данный вопрос, и согласно их результатам телесное наказание имеет самые катастрофические последствия. Когда ребенок спрашивает, почему ему причиняли бой, он получает ответ: "Ради твоего же блага!" - таким образом у ребенка создается когнитивный диссонанс и недоверие к собственным родителям, как и любым другим людям вообще.

Когда мать говорит ребенку, что любит его, но дальше ударяет или отталкивает его от себя в тот момент, когда ребенок ищет комфорта, мать изменяет эллипс на круг. Она создает конфликт. В действительности, она не любит своего ребенка, но лишь притворяется. Игнорируя своего ребенка, она посылает ему соответствующий сигнал, создающий у ребенка чувство собственной никчемности. Ребенок задается вопросом, почему мама его не любит, а если она его не любит, то как его может любить кто-то еще? Этот внутренний конфликт может создать у детей серьезные проблемы. Такая мать способна создать поистине неприятный случай "ловушки-22" [т.е. "парадоксальной ситуации", по названию романа Дж. Хеллера (1961 г.), в котором главный герой пытается обойти содержащий непреодолимое противоречие пункт 22 устава американской военной базы].

Если ребенок не может доверять своим родителям, то кому он может доверять? Если член общества получает такие же спутанные сигналы, то кому он может доверять? [«Все политики врут!» - причем сознательно и именно с целью создания невроза и заученной беспомощности.] То же касается и отношений, как личных, так и с работодателями. Не случайно, что городская среда сравнивается с джунглями: каждый сам за себя. Проигравшие и победители. Причем победитель получает все.

Наше общество ближе и ближе подходит к ситуации павловских эллипсов - как в личной, так и в общественной жизни. И в результате мы злимся, гавкаем и показываем зубы. Эллипс превратился в круг.

https://www.stickmanbangkok.com/readers-submissions/2011/06/ivan-pavlovs-ellipse/

***

...Прочитав о деле Анны О., ставшем известным благодаря Фрейду, Павлов начал размышлять о неврозе у собак. Фрейд считал, что состояние Анны - тогда оно называлось истерией - возникло из-за стресса заботы о своем умиравшем отце. Она чувствовала себя опустошенной из-за его резко ухудшавшегося здоровья, но стремилась скрывать свое горе и сохранять радостное выражение лица. Результатом этих противоположных психологических сил стал нервный срыв.

Схожим образом, собака Павлова по имени Вампир, спокойная по своей природе, будучи неспособной отличить круг от эллипса, начинала скулить и бегать по кругу, гавкая без какой-либо причины и обильно выделяя слюну.

...Также Павлов осознал, что даже у собак была индивидуальность. Изначально он насчитал три "нервных типа", но позднее это число возросло до 25. [То есть поведенческие варианты проявления этого невроза.]

https://www.nytimes.com/2014/12/23/science/ivan-pavlov-sought-a-grand-theory-of-the-mind-not-drooling-dogs.html?_r=0