2013
У каждого человека актер обычно ассоциируется с определенной ролью в кино или театре. Так уж случилось, что впервые Александра Григорьевича Филиппенко я увидел в роли Кощея Бессмертного в фильме “Там, на неведомых дорожках”. Так им он мне и запомнился — отрицательным героем.
Это уже потом я увидел его в разных ипостасях — шут из “Айвенго”, сэр Ричард из “Черной стрелы”, Балаш из “Визита к минотавру”…
Конечно, был Коровьев (а еще позднее — Азазелло) из “Мастера и Маргариты”, дон Рэба из “Трудно быть богом”. Но это “совсем другие истории”…
Александру Филиппенко подвластны самые разные амплуа. Он не только замечательный Артист. Он — великолепный Чтец. Очень давно (если мне не изменяет память, в передаче “Вокруг смеха”) я слышал в его исполнении миниатюру, где звучала фраза “…а Козел на саксе…”.
…Зал был полон. Актер никого не оставил равнодушным. Зрители смеялись, когда он читал произведения Зощенко; переживали и грустили, когда звучали отрывки из книги Сергея Довлатова; вновь покатывались со смеху, когда игрались миниатюры Жванецкого; шепотом повторяли стихи Бродского, Левитанского…
Он нас держал… и не отпускал… Два с половиной часа пролетели незаметно. Множество испорченных кадров… Потому что в свои семьдесят лет Александр Филиппенко ни минуты не стоял на одном месте: он танцевал рок-н-ролл и джаз; сцены не существовало — он был в зале, он Читал, он Играл…