Сколько живу, столько поражаюсь тому, как время способно растягиваться и сжиматься… Много времени прошло со дня, изменившего человеческое сознание не на одно поколение. Что для Б-га столетие? Поток воды, несущий человеческие жизни через уступы и пороги, дары и радостные минуты. То же самое – и для нас это время. Годы опыта и памяти, вмещающей в себя порой столько боли, сколько человеческим разумением невозможно было бы вместить…
Рассказ мой пойдет в первую очередь об одном из важных событий в истории еврейской общины Дортмунда. Первое, что всегда делали евреи, в какое бы место они не приходили – строили свою синагогу. Так и дортмундская община создала в свое время одну из самых знаменитых синагог Европы, являвшейся центральным культовым и молельным местом - центральную синагогу Дортмунда.
Первое упоминание в архивных книгах о дортмундской общине относится к 27 марта 1250 года. А посему - евреи Дортмунда отметили в этом году значимую историческую дату – 771 лет со времени появления еврейской общины в Дортмунде. Это ведь неразрывно связано и с нами, так как события напрямую касаются нашего многострадального народа. В 1255 году была найдена запись, свидетельствующая, что во владении еврейской общины имеется собственная синагога. В 1350-51 годах начинаются повсеместные гонения на евреев, которые обвиняются в преднамеренном распространении чумы и заражении всех колодцев. В Дортмунде, в отличие от других городов Германии, евреев не подвергали истязаниям и убийствам, их изгнали из города без права на возвращение, с полной конфискацией имущества.
Лишь в 1372 году бургомистр дает разрешение на возвращение евреев в город. После очередной эпидемии чумы в 1400 году их вновь выдворяют за городские ворота, и только 29 сентября 1543 года они получают право на поселение. Спустя 4 года евреи получают возможность молиться в собственном молельном доме с миквой. После погрома в конце XVI века евреев изгоняют из Дортмунда. И только лишь в первой половине 19 столетия евреи вновь поселяются в городе.
Как сообщают нам дортмундские архивы, уже в 1853 году по адресу Вюстенхоф 7/9 (Wüstenhof, 7/9) начинается строительство еврейского молельного дома, где к середине 1854 года проводятся первые богослужения. Найденные архивные документы свидетельствуют, что еврейская община получила ипотеку от барона Конрада фон Зюдофф Вишлинген (Conrad von Sydow zu Wischlingen) в размере 3000 талеров на строительство этой синагоги.
В опубликованном городском путеводителе, вышедшем в свет в 80-е годы 19 столетия сообщается следующее: "Синагога на Вюстенхоф - это обычное кирпичное строение, не представляющее архитектурного интереса” (1886г). А уже в карманном путеводителе по Дортмунду и окрестностям от 1889 года делается запись, сообщающая, что надпись над входом в дортмундскую синагогу гласит: „Mein Haus ist ein Bethaus!“ (Мой дом - это молельный дом!).
Благодаря архивам стало известно, что еврейская община приняла решение изменить входную дверь в синагогу, теперь она открывалась наружу, а не вовнутрь, как было принято раньше в других синагогах. По обеим сторонам двухстворчатой двери были установлены водостоки, сама же дверь покрывалась узорными чугунными листами. По периметру синагоги был выложен высокий каменный бордюр.
На плане, находящемся в городском музее, можно увидеть, что синагога была почти квадратной и имела размеры 14 x 15 м. Внутри здание было разделено 4 колоннами и контрфорсами. К концу 90-х годов 19 столетия здание синагоги нуждалось в полной реконструкции.
В июле 1904 года, т.е. через 4 года после постройки новой синагоги, еврейская община продала синагогу на Вюстенхоф 7/9 с принадлежащим земельным участком городским властям, поставив определенные условия: здание после продажи не может использоваться в каких-либо целях, оно должно быть снесено, на его месте не должна быть построена конюшня или сооружение подобного типа. Все находящиеся в синагоге укрепленные предметы культа вскоре после продажи были вывезены общиной, а уже весной 1905 года здание снесли.
После того, как к 1870 году в еврейской общине было уже больше 2000 человек, возникло не только желание, но и необходимость в строительстве большой синагоги. Для покупки был выбран участок в центре города на Хильтропвал (Hiltropwall).
В противоположность многим другим общинам Германии, главная дортмундская синагога была сооружена не в романском стиле, а ориентировались в архитектуре на стоящее с противоположной стороны здание местного почтового ведомства, которое было выстроено в неоготическом стиле. Нужно учитывать, что в архитектурном плане окончательное решение о строительстве здания принималось бургомистром, городским советом, архитектором города, и уж в последнюю очередь интересовались мнением еврейской общины, несмотря на то, что она полностью финансировала этот проект.
В архитектурном конкурсе под названием «Главная дортмундская синагога», проведенном в 1896г., победил проект прусского архитектора, сотрудника правительственного строительного управления Берлина Эдуарда Фюрстенау (Eduard Fürstenau, 1862 -1938).
В этом проекте была использована современная красочная внутренняя отделка, отражающая исторический стиль, созданный знаменитым императорским художником эпохи Вильгельма II - Августом Оеткеном (August Oetken, 1868-1951).
Будучи известным церковным художником и непревзойденным мастером мозаики, его знаменитые работы можно встретить сегодня в Стамбуле, это "Имперский немецкий фонтан" (1900), который кайзер Вильгельм II преподнес в подарок султану Абдул-Хамиду II, а также покои Елизаветы в Вартбургском замке, и т.д.
В еврейской истории города Дортмунда знаменательным днём стало 8 июня 1900 года. В этот день праздновалось открытие главной дортмундской синагоги. Тогдашний обер-бургомистр Дортмунда доктор Карл Вильгельм Шмидинг в приветственной речи сказал следующие слова: «Эта синагога станет украшением нашего города на столетия».
Синагога рассчитывалась на 1300 мест, причем на первом этаже было 750 забронированных посадочных мест для мужчин, а верхняя галерея купольного здания предназначалась для 450 женщин. В то время это был один из самых больших еврейских молельных домов Германии.
Словам обер-бургомистра, произнесенным в приветственной речи на открытии синагоги не суждено было сбыться. После прихода к власти национал-социалистов в 1933 новое руководство Дортмунда начало полагать, что город скоро станет столицей Вестфалии с соответствующими монументальными строениями национал-социалистской идеологии. Местное нацистское руководство NSDAP разместилось в здании напротив синагоги, в котором раньше размещалось почтовое ведомство. Нацисты не могли вынести такого соседства и принудили еврейскую общину к продаже земельного участка. Во время подписания сторонами купчей, деньги были конфискованы нацистами.
В декабре 1938 года, после того как купол синагоги был взорван, здание снесли полностью, так что к Рождественским праздникам на этом месте не было уже камня на камне.
На территории Дортмунда было ещё две большие синагоги, расположенные в районах Хёрде (Hörde) и Дорстфельд (Dorstfeld), во время хрустальной ночи они также были осквернены и разрушены.
Сегодня на месте бывшей синагоги располагается Дортмундский театр. С 1998 площадь перед фасадом театра официально названа "Площадь старой синагоги". На площади также расположен обелиск и памятная доска, напоминающие об истории этого места. Есть надежда на то, что проходящий мимо и видящий памятную доску, мысленно помянет невинно убиенных и задумается о сущности бытия и своём предназначении в этом мире…
Страшно, когда против человека в глобальном масштабе затевается нечто дурное, когда лишают самого дорогого и святого. У евреев история повторяется явно в назидание: так было во времена разрушения Первого и Второго Храмов, так было и во время Холокоста. Уничтожались места, где дыхание Г-спода было особенно ощутимо, где общие молитвы сплачивали народ и придавали силы жить дальше.
Ramiel Tkachenko ©
специально для изданий "Shalom Dortmund" и "Jüdisches Echo Westfalen"